Маяк Алтая

+7 (925) 700 03 02 - Москва
+7 (963) 518 80 60 - Алтай

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
 
 
 

Политическое развитие Республики Алтай

E-mail Печать

Вопрос о самоопределении Горного Алтая начал решаться на уровне губернии. 07 мая 1917 г. на Томском Народном Собрании было определено, предоставить инородцам Алтая в силу их особой культуры, быта и уклада жизни, в силу совершенно особых географических, этнографических и почвенных условий тех местностей, которые они населяют, полную возможность самоопределения и создавать свое самоуправление..

  Официально, о самоопределении Горного Алтая было заявлено на Съезде представителей инородческих волостей Горного Алтая, который проходил 1-6 июля 1917 г. в г. Бийске

На состоявшемся 6-12 марта 1918 года учредительном съезде был принят важнейший документ – резолюция Горно-Алтайского краевого съезда, который признал “объединить в самостоятельную республику земли, входившие некогда в состав государства Ойрот; при этом новая республика должна войти как составная часть в общероссийскую федерацию” . Было определено, что для учреждения республики назначается курултай (съезд депутатов) во главе комиссии из трех лиц. Кроме того, были приняты положения о статусе выделяемого Горного Алтая, согласно которым Горная часть Алтая выделялась из состава Алтайской и Томской губернии в Каракорум-Алтайский округ, который, в свою очередь, делится на волости. Высшим органом власти провозглашался съезд депутатов, которые избирают Окружной совет (Исполнительный орган). Окружной Совет избирает Окружную Управу. Однако, организации Каракорума препятствовали власти Бийского уезда, в результате не раз происходили вооруженные столкновения .

Постановлением земельного отдела МВД Временного Российского Правительства о 18 января 1919 года было определено “образовать Каракорумский уезд в составе Алтайской губернии, установив местопребывание уездных учреждений для этого уезда с. Улалинского той же волости

13 апреля 1920 г. постановлением Алтайского губревкома Каракорумский уезд выделен в самостоятельный уезд и переименован в Горно-Алтайский с центром в селе Шебалино , однако продлилось это не долго. Вскоре Горный Алтай был вновь включен в состав Бийского уезда. Однако, указанное положение дел не удовлетворяло интересы населения Горного Алтая.

 26 марта 1921 года Постановлением Сибирского революционного комитета ввиду территориальной, этнографической и экономической обособленности Горного Алтая, Горный Алтай был выделен из Бийского уезда и включен непосредственно в состав Алтайской губернии с правами уезда .

Однако, несмотря на активную деятельность горно-алтайских ревкомов по самоопределению, Бийский ревком с постановлением не считался и продолжал считать Горный Алтай себе подведомственным.

 Вопрос об образовании Ойротской автономии  стал обсуждаться вскоре после публикации решения 10 съезда партии. В начале июня 1921 года в г. Томске Сибирский отдел по делам национальностей созвал совещание представителей национального населения Горно-Алтайского, Бийского и Ачинского уездов, которое высказалось за образование автономной “Ойротской республики” . Однако Сибирское бюро ЦК обсудив 2 октября 1921 года запрос Народного комитета по делам национальностей об отношении к вопросу о выделении в автономную единицу Горно-Алтайского, Бийского, Кузнецкого, Минусинского и Ачинского уездов, признало “организацию Ойротской автономной области нецелесообразной” . 

Только через год, после долгих переговоров и обсуждений, 31 января 1922 года О.Е.Чуцкаев доложил Сибирскому бюро ЦК, что разрешено организовать автономную область “в пределах Горно-Алтайского уезда, но, не включая инородцев Енисейской губернии” . Таким образом, переговорами председателя Сибирского революционного комитета с центральными партийными и советскими органами в Москве закончился важнейший этап в создании автономной области. Указанное решение было оформлено постановлением Сибревкома “Об образовании Ойротской автономной области

  1. Признать необходимым образование Ойротской автономной области из Горно-Алтайского и частей Бийского уезда, с преобладающим алтайским населением
  2. Границами Ойротской области и Алтайской губернии признать границу, описанную в докладе комиссии по выделению Ойротской автономной области при Алтайгубисполкоме
  3. Вопрос о присоединении к Ойротской автономной области частей Кузнецкого уезда Томской губернии оставить открытым.
  4. Административным центром Ойротской автономной области признать с. Улалу”.

В состав области включались: Усть-Канская, Катандинская, Уймонская, Онгудайская, Туэктинская, Песчаная, Салдамская, Шебалинская, Улалинская, Бешпельтирская, Имеринская, Чемальская, Чергинская, Кош-Агачская, Киргизкая, Улаганская, Чибитская, Челушманская и Паспаульская волости Горно-Алтайского уезда, а также Лебедская, Верх-Бийская, Успенская и Ыныргинская волости Бийского уезда .

1 мая 1923 года начал работу Первый съезд Советов Ойротской автономной области, на котором присутствовало 137 делегатов, в том числе 51 алтаец. На съезде отмечалось, что создание Ойротской автономной области явилось практическим претворением в жизнь национальной политики.

 Таким образом, образование автономии алтайского народа явилось значительным шагом на пути социально-экономического, политического и культурного развития Горного Алтая.

Наступили 30-е годы.. Данному периоду истории СССР были свойственны глобальные и многочисленные перемены, что, конечно коснулось и Ойротской АО. В  сентябре 1937 года Сибирский край был разделен на Западно-сибирский и Восточно-сибирский края. В Западно-сибирский   край вошли Алтайский край с включением в его состав Ойротской автономной области и Новосибирская область . Изданное постановление урезало права Ойротской автономии, предоставленные ей при её образовании включением её в Алтайский край и непосредственным подчинением ему. Также Конституция СССР 1936 года определила, что автономная область должна входить в состав союзной республики или края . Конституция РСФСР 1937 года в категоричной форме устанавливала, что автономная область находится в составе РСФСР и входит в край. Точно такое же положение было закреплено уже в статье 86 Конституции СССР 1977 года и в статье 82 Конституции РСФСР 1978 года . На практике эти урезанные права подтверждались. Так, например, в крае считали необходимым обязательно утверждать решения областного исполнительного комитета прежде, чем эти решения доходили до Москвы.  Реорганизация Ойротской АО в Горно-Алтайскую АО в 1948 году так же не прибавила политической значимости области, а Конституция РСФСР 1978 года еще значительнее урезала права автономных областей. Дело в том, что конституционно-правовой статус Горно-Алтайской автономной области характеризовался тем, что она входила одновременно в Алтайский край и в РСФСР и соответственно находилась в двойном подчинении. Отсюда вытекало, что права ее были значительно урезаны, а следовательно не в полной мере учитывались интересы всего народа Горно-Алтайской автономной области. Очевидно, что  ограниченный правовой статус Горно-Алтайской автономной области сказался на экономическом и социальном развитии региона.

Вопрос о выходе области из состава Алтайского края встал остро в ноябре 1989 года, Однако в тот момент по общегосударственным причинам этот процесс был приостановлен,  и возобновлен только 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, на котором была подписана Декларация о Государственном суверенитете РСФСР . В статье 9 Декларации была признана необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных образований, краев и областей.  Далее следовали многочисленные преобразования, решения и постановления,  а в конечном итоге -  решение о создании Конституции Республики Алтай.

В итоге,   после долгой подготовительной работы, 7 июня 1997 года на двадцать первой сессии депутатов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай была принята первая Конституция Республики Алтай.

Отныне законодательная власть в Республике Алтай обеспечивается Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай путем принятия Конституции и законов.

Республика Алтай пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных актов по предметам совместного ведения.

Республика Алтай как субъект Российской Федерации имеет свой бюджет, налоговую и финансовую системы. Тем более, принятые Бюджетный, Налоговый кодексы четко закрепили уровень субъектов самостоятельно формировать свой бюджет и иметь налоговую систему. Республика Алтай самостоятельно утверждает свой бюджет, определяя его доходную и расходную части.

 Подводя итог, необходимо сказать, что конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации претерпел в своем развитии значительные изменения.

 
 
 
 

Популярные  новости

Обратная  связь

Все вопросы об Активных турах по Горному Алтаю, деятельности клуба "Маяк Алтая" Вы можете задать по телефонам:

  • 8 925 700 03 02 - Москва
  • 8 963 518 80 60 - Алтай
  • 8 904 327 25 90 - Омск
  • 8 951 714 48 48 - Смоленск
  • ICQ: 492685565
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • ВКОНТАКТЕ: группа "Конные походы по горному Алтаю"