Маяк Алтая

+7 (925) 700 03 02 - Москва
+7 (963) 518 80 60 - Алтай

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 
 
 
 

Древности Алтая

E-mail Печать

Обсерватории.

Как нам кажется, наиболее интересным объектом в данной сфере является Тархатинский мегалитический комплекс (Кош-Агачский район).

Соёнов В. И. пишет, что это грандиозное сооружение диаметром около 60 метров состоит из гигантских каменных глыб высотой более четырех метров и разного рода каменных выкладок, расположенных по кругу.  Об астрономическом предназначении комплекса свидетельствует практически точная ориентация - с точностью до 1 градуса -  сооружения по сторонам света; а прямые, проходящие через центр сооружения, соединяют центры следующих глыб и групп кам­ней: « 1-7, 2-8, 3-9, 4-10,5-11,6-12.» Двенадцатичастная структура комплекса не только подтверждает его календарный и астрономический смыслы, но и вызывает аналогии с другими  феноменами космологической архитектуры, такими, как Аржан в Туве, Аркаим на Южном Урале, Стоунхендж в Великобритании и т.п.  Общеизвестно, что все древние мегалитические сооружения, святилища и городища с круговой архитектурой, ярко выраженными отметками сторон света и т.д. связаны были с астрономическими явлениями и использовались как обсерватории для из­мерения времени и ведения календаря.

Исследователи утверждают, что все камни Тархатинского комплекса «были привезены людьми из ближайшего выхода коренных пород спе­циально для строительства данного объекта и не могли быть принесены ледником, т.к. расположенные рядом ледниковые морены имеют совершенно иной характер, чем камни мегалитического объекта.

«Подобное же строение и конфигурацию имеет комплекс возле Теленгит-Сортогоя (Кош-Агачский район). требует еще системных междисциплинарных исследований.

Известно, что он также точно ориентирован по сторонам света, имеет ярко выраженную алтарную часть – массивный камень в виде почти правильной призмы с боковыми гранями-параллелограммами. На передней части «алтаря» нанесены петроглифы – горные козлы. На западном камне также нанесены аналогичные петроглифы, а на плоских плитах в северо-восточной части – вереницы разных животных - быки, олени, козлы, лошади,  выполненные в технике точечной выбивки, но  в разной стилистике, «что позволяет судить о том, что комплекс использовался долгие столетия от эпохи бронзы до скифского времени.  Однако, на сегодняшний день, там не производилось комплексных исследований, подобных Тархатинским. Есть предположение, что два этих комплекса в древности взаимодействовали системно, т.к. мифологическое сознание воспринимает мир целостно,  видя и воспринимая его дуальность: инь-ян, верх-низ, солярно-лунарный культ, и т.п. Этот принцип наглядно представлен в конфигурации священных территорий, расположенных в Онгудайском районе. По преданиям коренных жителей считается, что две священные долины, расположенные зеркально по отношению друг к другу, Каракольская и Куротинская. Но данная гипотеза, относительно мегалитических комплексов Кош-Агачского района,

Археологические памятники скифской эпохи на территории Горного Алтая.

Для полноценного восприятия археологических памятников межкультурной коммуникации необходимо осветить и вопрос о том как, когда и кем они были открыты. Профессиональное изучение алтайского палеолита началось в 1931 году раскопками Бийской стоянки. Руководил раскопками директор Бийского краеведческого музея Сергей Михайлович Сергеев. Участвовал в раскопках  его ближайший помощник, сотрудник музея, краевед Александр Павлович Марков. Было найдено несколько погребений «андроновской культуры и раннего железного века.»  -  пишут исследователи Ю.Т. Абдулганеев, А.Л. Кунгуров  в своей статье.  Кроме того, были найдены два фрагмента пояса с парными бронзовыми бляшками и прикрепленной к нему бронзовой конусовидной подвеской и различные предметы быта. 

Чуть позже, в  середине 30-х годов сразу три организации – «Советская секция Ассоциации по изучению четвертичного периода Европы, Государственный музей этнографии и Государственная Академия истории материальной культуры формируют экспедицию под руководством Г.П.Сосновского.»Экспедиция проводит исследования в долине Катуни на стоянке Сростки. Обнаружены пять культурных комплексов в виде скоплений каменного инвентаря, остатков скелетов лошади и оленя.

К 50-м годам 20 века известны уже десятки стоянок каменного века и ведется их исследование. В 1956-1957 гг. сотрудник, а позже директор Бийского музея Борис Хатмиевич Кадиков раскапывает «палеолитическую стоянку Майма с каменными орудиями труда и остатками первобытного быка. В конце 50-х  - первой половине 60-х годов под его руководством обнаружены палеолитические  стоянки Дмитриевка и Чебашихинская горка на Бии, в пещере «Искра» на р. Ануй и Каратурук в долине Узнези, притоке Катуни, а, кроме того, им найдена целая серия мезолитических памятников в устьях малых рек - Ануя, Семы, Иши, Барангола, Чемровки и других.

В 1961 году к изучению палеолита Алтая приступает Алексей Павлович Окладников, один из крупнейших исследователей азиатских древностей. «Начало его работ связано с открытием в 1961 году раннепалеолитической стоянки на р. Улалинка.»

Во второй половине 1970-х годов к изучению древностей края приступает археологическая экспедиция Алтайского государственного университета под руководством Ю. Ф. Кирюшина. Работы велись в долине р. Ело (бассейн среднего течения Катуни), на пойменном участке устья реки Тоботой.

С 1978 года в центральной части Алтая работают археологи Томского государственного университета. Исследовались три мустьерских комплекса в долине р. Урсул (левый приток Катуни), в двух киллометрах ниже слияния ее истоков - рек Ело и Каерлык. Коллекцию изделий из камня обнаружил в 1976 году барнаульский археолог Владимир Александрович Посредников.

Позднее начались раскопки открытых стоянок: Тюмечин-1 и 2 (М.В.Шуньков), Тыткескень-2, 3 (Ю.Ф.Кирюшин, А.Л. Кунгуров), Усть-Сема, Усть-Куюм, Ушлеп-3,6 - ( А.Л.Кунгуров).

Раскопки 1980 года на стоянке Кара-Бом в долине р. Каерлык (бассейн среднего течения на Катуни) стали последними полевыми работами А.П.Окладникова на Алтае.

В 1985 году другим не менее известным исследователем В.Д.Кубаревым на Алтае, в Онгудайском районе, была открыта каракольская культура. Эта своеобразная археологическая культура датируется концом III - началом II тыс. до н.э. Она представлена наскальными рисунками и курганами с кольцевой оградой, а также несколькими захоронениями в каменных ящиках и грунтовых могильных ямах, перекрытых массивными каменными плитами. Некоторые исследователи относят к данной культуре плиты с рисунками и округлыми углублениями - лунками. Погребения совершены по обряду ингумации. Инвентарь встречается очень редко. Основным маркером данной культуры являются полихромные рисунки: на плитах каменных ящиков красной, черной и белой краской нанесены изображения диковинных существ с короной из перьев или с рогами, с украшениями на костюме и рукавах, в масках. Встречаются рисунки птиц, горных козлов, лосей, людей выполненные точечной выбивкой.  

В пределах села Каракол археологи раскопали серию каменных склепов, на стенках которых имеются многочисленные изображения загадочных существ. Солнцеголовые и звериноголовые мифические персонажи смотрят на зрителя с            каменных плит, скрывая в себе тайну непонятного мировоззрения        древних. Погребения находились в каменных ящиках, устроенных в ямах. «Костяки лежали вытянуто на спине или на правом боку со слегка согнутыми ногами головой на запад или восток.» Помимо загадочных полихромных рисунков, обнаруженных на плитах ящиков, есть рисунки, «выполненные гравировкой и выбивкой», изображающие преимущественно антропоморфные фигуры с головными уборами, украшенными «бычьими рогами» или «лучами», а также лосей, козлов и т.д.

Каракольские фантастические существа сочетают в себе «антропоморфные и зооморфные черты» – бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, «трехпалые» конечности, верхние и нижние. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках и костюмах. Это предположение подтверждается отсутствием у каракольских изображений шеи и явно увеличенные размеры головы - именно так выглядит человек в ритуальной маске.

Еще одна интересная особенность каракольских изображений – сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо и туловище – в анфас, ноги – в профиль). Этот яркий стилистический прием сближает каракольские рисунки с древнеегипетским искусством.

Что касается интерпретации сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно - перед нами явно мифологические сцены, связанные с космологическими представлениями древних людей. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых, или, как утверждает В.Д.Кубарев, борьбу между светлыми и темными духами.

Как становится понятно из вышесказанного -  наиболее интересными и значимыми изобразительными свидетельствами степени развития культуры, в контексте археологических раскопок,  являются петроглифы. Петроглифы обычно наносились на южные склоны скальных выходов. Юг и восток почитались издревле, что связано с сезонными обрядами охотников тайги в честь возрождающейся природы. Как правило, такие скальные алтари на массивных плитах и скальных выходах с большим количеством выбитых и выгравированных рисунков служили святилищами племени. Эти сакральные ансамбли формировались в течение столетий. Самые знаменитые святилища расположены вдоль Чуйского тракта (Бичикту-Боом, Калбак-Таш, Адыр-Кан, Иня, Белый Бом и др.) и в среднем течении Катуни (Бийке, Ороктой, Куюс и др.).

Петроглифы несут образную информацию о мире. Главная их идея та же, что и у древних охотников во всем мире – плодородие диких животных, на которых охотился человек. «Лось, Олень в петроглифах – не только объект промысла, но и Хозяин Тайги, от чьей воли зависит жизнь и процветание общины; а также Он – мифический персонаж, Хранитель Мира, ответственный за космический порядок, устанавливающий смену времен года, чередование света и тьмы» - пишет в своей монографии Кубарёв В.Д.  Петроглифы отражают единые для всего лесного мира Евразии элементы культуры, представления о мироздании, тайнах животного мира, о жизни и смерти. Это стало основой эпоса и древних культовых празднеств. В целом петроглифы Алтая – это: молитва в художественном образе; зачатки письменности; смысловой центр древнего охотничьего святилища. Кроме того, существует мнение, в частности, исследователя Шитова А., о том,  что в составе материала курганов Алтая (каракольской, афанасьевской, скифской и др. культур) присутствуют  магнитонасыщенные обломки минералов, принесенных издалека. Это говорит о том, что строители системы ритуальных комплексов знали основы геомагнетизма и обеспечивали магнит­ную связь  определенных точек локального пространства с разными территориями за пределами Алтая. Большинство этих сакральных центров – ритуальные площадки, которые не имеют захоронений, их  предназначение – геопсихиче­ского характера. Они предназначены для «трансляции эффективных энергий во времени и пространстве»

Памятник скифской эпохи -  плато Укок.

Наиболее ярким открытием за последнее двадцатилетие  является раскопки кургана на плато Укок. Хотелось бы рассказать о них подробнее.  В 1990 году специалистами Института археологии и этнографии СО РАН были начаты планомерные исследования на плоскогорье Укок. За семь полевых сезонов накоплен значительный материал, касающийся различных исторических периодов обитания здесь человека. Весьма представительный объем источников, полученный на плоскогорье, относится к пазырыкской культуре раннего железного века. Этот уникальный материал оказался в высшей степени информативным, что позволяет видеть в пазырыкских древностях Укока оригинальные источники для историко-культурных, этнических, палеоэкологических и палеосоциологических реконструкций истории древних популяций, обитавших в этом районе Центральной Азии в эпоху эллинизма.  Памятники пазырыкской культуры на плоскогорье представлены в весьма значительном количестве. Это несколько десятков могильников, насчитывающих сотни курганов. По размерам надмогильных сооружений они довольно отчетливо подразделяются на две группы. «Большинство объектов представлено сооружениями до 15 м в диаметре, принадлежавших, вероятно, рядовым членам пазырыкского сообщества». Единично на плоскогорье представлены курганы диаметром около 30 м. Два таких памятника - Кутургунтас и Ак-Алаха-IV, вероятно, принадлежали среднему социальному слою пазырыкского общества. Еще два комплекса  - Ак-Алаха-I, к. N 1 и Ак-Алаха-III, не отличались значительными в диаметре размерами, тем не менее, они содержали захоронения явно не рядовых по своему социальному статусу членов пазырыкского сообщества.  В одном из этих могильников была погребена женщина, которая по приданиям алтайцев является Принцессой Укока -  Алтайской принцессой. В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.    На фотографии с места раскопок мы видим археологов, склонившихся над деревянной камерой в земле. В камере лежит тело погребенной, на боку и с подтянутыми к животу ногами. Видно , что верхняя часть мумии сохранилась отлично, т.е. полностью покрыто кожей, однако нижняя часть, начиная от пояса -  полностью выгорела.   «Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой.» Название публикации «Принцесса Укока" из Горного Алтая принесла награду археологам»,  и, как и большинство публикаций на интернет-ресурсах, она оформлена не верно. Отсутствует имя автора, время создания , точное место съемки итд.  На фотографии , сделанной уже в Новосибирском НИИ мы видим  фрагмент плеча «Алтайской принцессы» на котором расположена татуировка темно-синего цвета в виде грифона. В результате физико-химических исследований артефактов из укокских погребальных комплексов» был выяснен состав красителей, используемых пазырыкцами для нанесения татуировок, в косметических и ритуальных целях; установлено вещество, применяемое ими при бальзамировании тел умерших; определены состав и происхождение металлов, из которых приготавливались разнообразные предметы, а также способы получения золотой фольги; выявлена особая роль олова в материальной культуре пазырыкцев, выяснен состав формообразующей массы - основы женских причесок-париков; и т.д.

Пазырыкские погребальные памятники Укока выгодно отличают два обстоятельства. Во-первых, большинство объектов не подвергалось антропогенному воздействию, в связи с чем, не менее 90% исследованных погребальных комплексов оказались непотревоженными грабителями, к сожалению, этого нельзя сказать о больших курганах, которые были ограблены. Во-вторых, шесть исследованных на плоскогорье курганов содержали "замерзшие" могилы, что позволило получить принципиально новые данные по материальной и духовной культуре пазырыкцев. Таким образом, оба выше обозначенных фактора позволили получить в пазырыкских погребениях Укока качественно новую информацию по проблемам пазырыкской культуры. Особенно, замечательными оказались погребальные комплексы с мерзлотой, на которых следует остановиться особо. Их качественное отличие от любых других древних погребений заключается, во-первых, в наличии значительного количества предметов, изготовленных из ткани, кожи, меха, войлока и дерева, в других условиях не сохраняющихся. Чрезвычайно важно, что эти предметы не только существенно дополняют как качественно, так и количественно все без исключения категории погребального инвентаря носителей пазырыкской культуры, но, в ряде случаев, являются по существу единственными образцами определенных видов изделий, таких как одежда, обувь и  головные уборы.  Во-вторых, обнаружение укокских комплексов позволяет реконструировать отдельные нюансы погребального обряда, по-новому взглянуть на них.    В-третьих, в ряде пазырыкских захоронений были обнаружены остатки мягких тканей человека и лошади, что подтверждает фотодокумент,  с изображением данных раскопок, а также два мумифицированных тела - женщины и мужчины, позволяющие на принципиально новой основе рассматривать проблему этногенеза коренных жителей Сибири вообще и носителей пазырыкской культуры - в частности.

Памятники каменного века  в горном Алтае  

Необходимо сказать так же и о другом виде исследований, а точнее, местах исследований. На Алтае в 1960-80 гг. наиболее широкомасштабные исследования велись в палеолитических пещерах, где условия осадконакопления сохраняли в неприкосновенности многочисленные культурные слои (от 3 до 22), костяные и каменные изделия. Наиболее известны такие пещерные памятники, как Усть-Канская, Денисова, Страшная, Сибирячиха (пещера им. А.П.Окладникова).

Известно, что помимо орудий труда в пещерах собрана обширная коллекция ископаемой фауны: кости мамонта, шерстистого носорога, бизона, пещерной гиены и др.

Таким образом, к настоящему времени примерно на половине территории Алтая выявлена широкая сеть палеолитических объектов: это сотни памятников, требующих изучения. Вместе с тем, многие районы остались неисследованными

 

 
 
 
 

Популярные  новости

Обратная  связь

Все вопросы об Активных турах по Горному Алтаю, деятельности клуба "Маяк Алтая" Вы можете задать по телефонам:

  • 8 925 700 03 02 - Москва
  • 8 963 518 80 60 - Алтай
  • 8 904 327 25 90 - Омск
  • 8 951 714 48 48 - Смоленск
  • ICQ: 492685565
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • ВКОНТАКТЕ: группа "Конные походы по горному Алтаю"